В течение всех кризисных лет ИТ-аутсорсинг, в отличие от подавляющего числа других сегментов российской экономики, показывает устойчивый рост – и по доле в общей структуре ИТ-услуг, и по финансовым показателям: с 46 млрд. рублей – в 2011 году до 76,2 млрд. рублей — в 2015-м. В 2017 году аналитики ожидают продолжение этого тренда.
По мнению экспертов, такая картина обусловлена общими тенденциями развития ИТ-отрасли.
Аутсорсинг — ответ на запрос заказчика «как получать услугу дешевле: внутренним штатом или закупая извне?». Собственный штат, казалось бы, обеспечивает более эффективный контроль качества и скорость сервиса. Работа с аутсорсерами требует других навыков: т.н. функции «службы заказчика», а это далеко не сфера ИТ. Однако, при этом, компания получает доступ к дорогим и опытным специалистам, держать которых на постоянной основе не всегда оправданно. Да и с поиском таких специалистов нередко возникают проблемы – настоящих мастеров на всех не хватает.
Нестабильность экономической ситуации заставляет оптимизировать бюджеты на развитие ИТ и концентрироваться на повышении эффективности имеющейся инфраструктуры, снижении стоимости владения ею и качественной поддержке. Статистика показывает: более 60% российских компаний сегодня уже пользуются услугами ИТ-аутсорсинга. И если еще несколько лет назад внешним специалистам поручали исключительно технические задачи, то сегодня интерес смещается к комплексным и более сложным по функционалу контрактам типа IaaS, включающим в себя поддержку, консалтинг и даже задачи повышения доходности бизнеса – т.н. gain sharing. Запросы заказчика постепенно эволюционируют. От «все делаю сам», через этапы «снабжение (расходники)» и «снабжение + сервис», к полноценному IaaS -сотрудничеству с ИТ-подрядчиком в формате «снабжение + сервис + оборудование».
«Услуга аутсорсинга, например, офисной печати помогает компании не только сократить затраты на печать от 30 до 50%, но и создать оптимальную управляемую печатную среду, функционирующую в режиме работы организации без участия сотрудников организации, — отмечает генеральный директор ГК «ИТ-Системы» Владислав Сивер. — Наша задача «разгрузить» специалистов Заказчика, дать открытую картину, куда уходит каждый рубль, вложенный в печатную инфраструктуру и эту структуру оптимизировать. Сейчас, разрабатывая первую российскую печатную платформу, мы разрабатываем и принципиально новый подход к корпоративной печати как таковой. Суть подхода – предложить заказчику не устройства, расходники или обслуживание, а возможность получить определенное количество отпечатков. Аналогично подписке на программное обеспечение — оплатил месяц и в течение оплаченного периода все функции в твоем распоряжении. Все заботы по обеспечению этой возможности мы берем на себя. Заказчику не надо думать о смене картриджей, техобслуживании и прочем. В саму платформу будет встраиваться сервисный мониторинг, который будет гарантировать получение сведений о состоянии парка техники для обеспечения непрерывность его работы».
В структуре заказов на ИТ-аутсорсинг львиная доля крупных проектов по-прежнему приходится на государственный сектор, финансовые, энергетические и телекоммуникационные компании. Хотя многие игроки рынка выделяют, как новый для России тренд, передачу на аутсорсинг управление ИТ-инфраструктурой предприятий малого и среднего бизнеса. Заказчики все чаще интересуются более высокоуровневыми услугами: инфраструктурными облачными сервисами, обеспечением доступности прикладной части, повышением зрелости ИТ-процессов и т.п. Свою лепту вносит в эту тенденцию окончание гарантийных сроков обслуживания имеющегося корпоративного оборудования, что влечет неизбежное заключение дополнительных сервисных контрактов. Вне гарантии содержать инфраструктуру становится дорого и аутсорсинг с предоставлением техники во временное пользование – выход из этой ситуации.
Еще один тренд, который, по мнению участников рынка, будет определять развитие ИТ-аутсорсинга в ближайшее время, это явное тяготение к работе с одним подрядчиком, способным обеспечить решение всех задач клиента. И все больше заказчиков предпочитают строить отношения со аутсорсером на долговременной основе. В рамках такого контракта уверенность в завтрашнем дне получают все участники процесса, а в нестабильной экономической реальности это очень ценно.