Новости
17.04.2017
Правительство утвердило требования к российскому офисному программному обеспечению.

Операционная система, коммуникационное ПО, офисный пакет, почтовые приложения, органайзер, средства просмотра, интернет-браузер, редактор презентаций, табличный редактор, текстовый редактор, файловые менеджеры, справочно-правовая система, системы электронного документооборота и средства антивирусной защиты – все это, согласно Реестру, входит в понятие «офисное программное обеспечение». И все это, согласно подписанному Постановлению главы Правительства РФ № 325, от 23 марта 2017 года ( полный текст: http://www.tadviser.ru/images/1/1c/Ucxke5tjnh0jadWZ0EFK3xVr2uTXbOmn.pdf), теперь должно отвечать нескольким общим требованиям:

  • — русскоязычный интерфейс;
  • — возможность аутентификации и идентификации пользователей в ЕСИА (Единая система идентификации и аутентификации), если программа имеет функцию идентификации;
  • — отсутствие требования установки дополнительного ПО (дополнительных программных модулей, шрифтов), имеющего ограничения на его свободное распространение на территории РФ, за исключением операционных систем;
  • — для веб-доступа пользователя к офисному ПО должна обеспечиваться возможность использования интернет-браузеров не менее чем 3 различных правообладателей, при этом сведения об одном из которых включены в реестр российского ПО.

Помимо общих требований, Постановление включает и уточнения по отдельным группам программного обеспечения. Так, если речь идет об автоматизированном рабочем месте, офисные программы должны работать под управлением как минимум двух российских операционных систем, а также Microsoft Windows (версии 7 и выше). Для серверного ПО требования те же – 2 российские ОС + Microsoft Windows Server (версии 2008 и выше).

Текстовые и табличные редакторы, а так же редакторы презентаций в составе офисного программного пакета обязаны обеспечивать возможность коллективной работы над документом, в том числе запись изменений в режиме он-лайн. Список форматов, которые должны без проблем «читать» российские программные средства просмотра документов, включает практически весь известный спектр (bmp, jpg, jpeg, png, gif, tif, tiff, OOXML, docx, doc, pptx, rtf, txt, pdf, xls, xlsx, odt, ods, odp, avi, mpeg, mp3).  А в создании новых электронных текстовых документов, презентаций и  таблиц российское офисное ПО должно обязательно поддерживать форматы Open Document Format (ГОСТ Р ИСО/МЭК 26300-2010), Office Open XML (OOXML, PPTX) и PDF.

Сама реестровая запись – «профайл» того или иного ПО в Реестре – теперь будет включать отдельной строкой отметку: достаточно ли полно соответствует данное программное обеспечение требованиям к составу, архитектуре и функционалу, чтобы считаться альтернативой импортным аналогам и заменять их.

В течение 3 месяцев со дня подписания, Минкомсвязи предстоит определиться с порядком и методикой подтверждения соответствия ПО установленным требованиям, а в течение полугода разобраться со всем программным обеспечением, уже входящим в Реестр – все ли оно отвечает обновленным стандартам.

 Комментирует Директор по развитию ГК «ИТ-Системы» Дмитрий Кудрявцев:

— Постановление подразумевает создание параллельного ландшафта операционных систем и офисных приложений. Все разработчики понимают, что начать строить ОС “с нуля” экономически невыгодно, поэтому очевидно, что “российскими” станут трансформированные POSIX-системы, либо QNX. Офисные пакеты разумно делать облачными (с интерфейсами в браузере), либо развивать решения на открытом коде.

Упор сделан на стоимость владения: в целевых системах не должно быть никаких скрытых платежей и обременений в пользу авторов компонентов. Правительство можно понять — выбран курс на суверенность, а в российской отрасли ИТ до нее пока очень далеко. Да и бюджеты ограничены. Поэтому торопятся, спешат получить хоть что-то, но своё. Эта спешка, как принято, точечная — одно министерство не может сделать работу всех сразу, вот и делает, что может.

Однако, необходимо понимать, что без системного подхода ничего цельного не получится:

  1. Операционная система сервера — это лишь база для запуска сотен сервисов, выполняющих разные функции — а требований к их перечню и возможностям нет. Необходимо провести анализ функционального ландшафта всех защищаемых министерств. Это большая работа.
  1. Операционная система персонального компьютера — рай для утечек чувствительной информации (пользователь априори проще смотрит на мир, чем администратор серверной ОС и его данные легче всего украсть или испортить). Значит, необходимо закладывать в требования поддержку российских систем контроля утечек (DLP). Пока этого нет, хотя такие структуры, как ФСБ и ФТЭК могут помочь в решении этой задачи, если будет с их стороны желание.
  1. Аппаратное обеспечение (серверы, системы хранения, ПК), инжинирингом и выпуском которых занимается уже достаточно много российских компаний, также должны учитываться, как часть технических ограничений. Иначе государственный орган начнёт платить трижды: сначала за ОС и офисный пакет, потом за “российский сервер” и “российский моноблок”, а потом за то, чтобы первое заработало на втором.
  1. Совсем забыли о периферии: сканерах, принтерах, МФУ, факсимильных аппаратах и т.п. Между прочим, всё это оборудование весьма слабо поддерживает UNIX в силу его малой распространённости в остальном мире. Понятно, что все затраты по запуску уже закупленного оборудования на “легальном” ландшафте падут на организацию. Уверен — задачу покупатель не решит, потому что в госорганах, к сожалению, уровень оплаты труда для удержания компетентных кадров оставляет желать лучшего.

В целом, дело, конечно, полезное и нужное, но пользоваться продуктами “пострадавшим” организациям будет весьма и весьма затруднительно. О них просто забыли.

В проекте первого россйского принтера/МФУ “Катюша” мы учитываем эти сложности и обязательно обеспечим поддержку российского ландшафта системного и прикладного ПО.

ПОДПИСАТЬСЯ НА РАССЫЛКУ